Северо-Казахстанскому областному музейному объединению подарена волчья шуба, датируемая 50-60 гг. ХХ в. Редкая вещь с уникальной историей пополнит основной фонд историко-краеведческого музея! Экспонат передал житель г. Петропавловска Жантемиров Амандык Мырзахметович, Почетный журналист Казахстана. Им написана статья (газета «Солтүстік Қазақстан», 15.09.2020 г.) об истории данной шубы. Принадлежала его отцу Мырзахмету Жантемировичу, светлую память о котором чтут дети, внуки, правнуки…
Согласно традиции у казахов в доме на почетном месте (төр) располагаются особо ценные предметы, например, ковер, домбра и т.д.
Такой ценностью в семье Жантемировых является волчья шуба (қасқыр ішік). Имя мастерицы Бокес (на каз. Бөкес), известной в то время швеи, она является родственницей Амандыка Мырзахметовича (сестра его мамы). Мужская зимняя одежда сшита из четырех волчьих шкур мехом внутрь, воротник отложной из черного каракуля, мех рукавов из овчины. Снаружи изделие из плотной фабричной ткани синего цвета (обновлялась), застегивается на черные пластмассовые пуговицы.
Это самая теплая одежда! Если в буран попадали два человека, и один из них погибал, а оставшийся в живых был в волчьей шубе, то родственники погибшего обвиняли выжившего в смерти своего родственника и требовали возмещения ущерба, так как одна волчья шуба могла согреть двоих, и значит, выживший не поделился ею. Таким был степной закон.
По словам очевидцев, если зима суровая и снежная, то из леса в поисках пищи в аул заходили хищники и нападали на домашний скот. Такая зима была в начале марта 1953 года. В статье нашего дарителя описывается ночное происшествие - встреча с волком...
Кто он такой…? Известно, что это наиболее крупный зверь из семейства собак, вес которого достигает около 100 кг. Голова лобастая, суживающаяся к носу. Туловище нерастянутое, стоящее на высоких, крепких конечностях. Пушистый хвост короче половины тела и всегда опущен книзу, а не задирается, как у собак некоторых пород. Уши умеренной длины, треугольные, стоячие. Окраска летней и зимней шерсти значительно отличается: летом - смесь ржаво-охристых и серых тонов; зимой - серый и пышный. Мех у волков густой, довольно длинный и состоит из двух слоёв, из-за чего иногда животное выглядит крупнее, чем оно есть на самом деле. Первый слой шерсти состоит из жёстких остевых волос, которые отталкивают воду и грязь. Второй слой, называемый подшёрстком, включает в себя водонепроницаемый пух, согревающий животное. Поздней весной или ранним летом пух комочками отслаивается от тела (линька), при этом животные трутся о камни или ветки деревьев ради облегчения этого процесса.
Волки издают такие звуки, как вой, завывание, хныканье, ворчание, рычание, тявканье, визг, лай. Каждый звук имеет огромное количество вариаций. Чувство обоняния у волка развито очень сильно. Он может обнаружить добычу на расстоянии до 3 километров. Волчий нос в 14 раз больше человеческого, а обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у людей. Волки различают около 200 миллионов оттенков запаха, люди всего лишь 5 млн. Через запахи волк получает большую часть информации.
Хищник может долго преследовать жертву даже после многодневной голодовки. Он необычайно наблюдателен, сообразителен, осторожен и скрытен. Волки живут парами. Продолжительность жизни около 15 лет.
В природе существует порядка 30 видов волков. В Казахстане встречается почти повсеместно. В северных, лесостепных районах волков меньше. Известно, что в любом районе шкуры волков делятся на два типа – с более высоким и мягким мехом («лесные» волки) и низким и грубым («степные» волки).
Образ волка является одним из наиболее значимых символов у многих народов. Он играет особую роль и имеет огромное культовое, ритуальное и социальное значения.
Волк по-тюркски – каскыр, бори (у монголов – шино/чинно). Кок Курт называли Волка древние тюрки. «Кок» означает голубой, синий, небесный. Тюркское слово «курт» является корнем казахского слова «куртулу» (спасение, избавление). То есть голубой волк – священное животное для тюрок, посланник самого Бога неба Кок Тенгри, спасший их племена от гибели.
В 1968 году в Монголии был найден эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В навершении памятника изображен волк, у ног – человек с обрубленными руками и ногами. О чем же рассказывает этот сюжет, выбитый на стеле? По преданиям китайских летописцев Бей-ши и Суй-ши, предки тюрок, жившие на берегу западного моря, составляли высокородный клан племени хуннов, называемый Ашина. Этот клан был поголовно истреблен соседним родом, уцелел лишь девятилетний мальчик, которого без рук и без ног бросили у озера, поросшего густой травой. Мальчика нашла и выходила волчица, ставшая впоследствии матерью его детей.
Спасаясь от врагов, она скрылась в пещере в глубине Алтайских гор, где и родила десятерых сыновей. По другой версии, волчица пряталась в горах Восточного Тянь-Шаня, севернее Турфана. Все ее сыновья избрали себе в жены женщин Турфана. А внук Ашина становится вождем племени. Ашина означает «благородный волк». В знак уважения к своей прародительнице Ашина изображает голову волчицы на знамени своего рода.
Шкуру волка – признак волчьего племени носили на голове гунны. С тех пор любая меховая шапка называется у тюрков борик - круглый по форме с конусообразным верхом и отороченный мехом. Его носили и мужчины, и женщины в любое время года. Бөрiк - древнейшее слово, происходит от слова ”бөрi”- волк, как известно, древнейший тотем тюркских племен.
На казахских родовых знаменах изображали золотую волчью голову.
О магических свойствах знамени казахского хана Жаныбека, прославившегося в борьбе с джунгарами, говорили, что оно вещает о приближении вражеских войск, шевелясь и издавая особые тягучие звуки.
Волчий зуб был у тюрок амулетом от сглаза, а казахи выставляли голову волка перед стойбищем, чтобы сберечь скот. Волчьи обереги – рот, зубы, когти, лоскутки волчьей шкуры привязывали к колыбели новорожденных, они и поныне являются атрибутами одежды и детей, и взрослых.
Во времена древних тюрок волчьи головы из бронзы, золота и серебра служили не только навершием знамен, но и украшением конских плетей, псалий, оружия, ремней. Предметы с изображением волка являлись атрибутами власти и символами благородства, храбрости, высокого происхождения, они имели ритуальный смысл священного покровительства духа Волка. Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника.
Акын Суюнбай Аронулы, живший в ХIХ в. писал:
Волчья голова – мой клич удалой.
Стяг мой – с волчьей головой.
Когда реет волчье знамя,
Дух мятежный владеет мной…
Автор: Балтабаева Галия – научный сотрудник. 21.10.2020 г. |