Весна - пора пробуждения природы, оживление окружающей среды: разливающийся аромат молодой зелени, веселый щебет птиц. В это прекрасное время приходит к нам праздник Наурыз, который долго был забыт, а вернувшись, стал самым любимым праздником народа. Сегодня Наурызу от души радуются все казахстанцы, в его честь повсеместно проводятся праздничные мероприятия. Наурыз празднует и север Казахстана, хоть и в снегах, ведь наурыз считается месяцем начала цветения природы.
С Наурызом связан целый ряд символов, с которыми связаны множество легенд и поверий казахского народа, традиций, обрядов, в которых отразились заботы, надежды, радости людей. Согласно древнему восточному календарю, в ночь с 21 на 22 марта, в день весеннего равноденствия, наступает праздник Наурыз, от которого начинается отсчет Нового года. По народному поверью, в эту ночь на землю с небес спускается мифический персонаж – старец Қыдыр (Қызыр). Эта ночь в народе называется Қыдыр (Қызыр) түні, а мифического старца называют Қыдыр ата, и считается, что он оберегает народ, приносит благополучие, счастье, удачу и вместе с тем дарит жизнь. В древности люди верили, что там, куда падал взор Қыдыр ата, земля освобождалась ото льда и снежных сугробов, и даже камень таял от его взора. У казахов есть традиция в день Наурыза прощать все обиды, если обиженный был не склонен прощать, то ему напоминали «в этот день даже камень смягчается или ты тверже камня?».
Қыдыр ата является символом Нового года, который в длинном одеянии ступает по всей степи и заходит в те дома, где царит чистота, лад, добро и щедрость. Поэтому задолго до начала праздника Наурыз мейрамы люди приводили в порядок свои жилища, хозяйственные постройки, посевной инвентарь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре – мирились. Когда Новый год в Қыдыр (Қызыр) түні (ночь Счастья) перешагивал через порог, казахи на почетном месте зажигали две лучины, приговаривая: «Одна лучина не станет светом», в надежде, что их шанырак не обойдет священный старец.
Также говорили: «Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла», поэтому накануне праздника наводили чистоту и порядок в доме, тщательно протирали мебель, домашнюю утварь. Заполняли всю порожнюю посуду в доме молочными продуктами, родниковой водой, зерном, с надеждой на изобилие в наступающем году. В день весеннего равноденствия небесные светила после годичного круговорота приходят на свои первоначальные точки и начинают новый бег. Начало нового круга подтверждает и пробуждающаяся природа: на деревьях набухают почки, степь покрывается молодой зеленью, которую, по поверью, нельзя срывать, чтобы не причинить боль земле-матушке. В месяце наурыз расцветает первый весенний цветок байшешек - подснежник, в народе его еще называют шешек, наурызшешек, наурызгуль. Казахи испытывают к нему особую нежность, в честь этого цветка нарекают именем Наурызгуль своих дочерей, родившихся весной. Одним из древних символов праздника Наурыз является қызғалдақ - тюльпан. В некоторых странах Востока Наурыз называют праздником красного цветка. Красный цвет тюльпана – это цвет огня, солнца и жизненной энергии. А зеленый цвет – цвет листьев и разнотравия, символизирует пробуждение природы, ее обновление, новые ростки. У нашего народа существует поверье, что в горах цветет весной голубой тюльпан, кто его встретит, тому всегда будут сопутствовать удача и счастье. В месяц наурыз прилетает и Синяя птица – Көкқұс, в народе ее еще называют наурызкөк. Она является ярким символом праздника Наурыз. Согласно народному поверью Көкқұс считается птицей счастья. Люди ждут ее с нетерпением, увидев – приветствуют словами «Добро пожаловать, Наурызкок!», подкармливают, стараются не спугнуть. Немногим улыбается счастье встретиться с ней, т.к. в настоящее время на территории Казахстана количество этих птиц малочисленно, она занесена в Красную Книгу флоры и фауны Казахстана. В день Наурыза рассвет встречали вместе со всем аулом. Традиционное приветствие в этот день – обязательно с чередованием объятий через оба плеча и рукопожатием обеими руками. При этом следовало говорить слова-приветствия, связанные непременно с Наурызом: «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» («Пусть Наурыз принесет благоденствие!», «Пусть этот год будет плодоносным!»). После приветствия все шли на возвышенность и встречали восход солнца. Особенно удачными считались первые два часа после восхода солнца. Говорили, если подставить лоб первым лучам восходящего солнца, то вместе с этими лучами можно получить благословение нового года. Молодым женщинам и девушкам рекомендовалось встречать первые часы нового года коленопреклоненными.
С раннего утра мужчины очищали арыки, колодцы, истоки родников, высаживали деревья, помня слова «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо» или «Срубил одно дерево – посади десять», женщины кропили молоком посаженные деревья, очищенные родники, что символизировало пожелание благополучия земле-матушке.
Наурыз особенный праздник. В этот день весь аул или каждая семья отдельно готовили ритуальное блюдо наурыз-коже. Считалось, что запах этой еды отгонял далеко от аула невзгоды и несчастья. В его состав входило семь пищевых компонентов: зимнее вяленое или копченое мясо (олицетворяло уход зимы); зерна злаковых растений (пшеница, просо, рис, кукуруза), означало пробуждение природы; молочные продукты (означало встречу лета). Этим ритуальным блюдом угощали всех, ели его досыта. Отведав это угощение, люди возлагали надежды на достаток, хороший урожай в новом году. В этот день накрывается щедрый дастархан. В народе говорят: «Наурыз – это лицо народа. Как встретишь праздник, так и проведешь год. Богат будет дастархан, богат будет народ». Есть еще одна прекрасная традиция Наурыза – очищение огнем, которая осталась казахам в наследство от древних тюрков. Считалось, что огонь очищает от всего плохого и грязного. Огонь сопутствовал самым радостным и самым печальным событиям жизни. Его почитали, ему поклонялись и приносили жертву. В древности наши предки завершали праздник Наурыз огнем. После захода солнца разжигался костер, в него выбрасывали весь хлам, который был собран после очистки жилища, хозяйственных построек, а затем от этого костра зажигали факелы и обходили все дома и окрестности селения. Считалось, что огонь уничтожит все плохое, накопленное за зиму, унесет болезни.
Байтенова Сауле Орынбасаровна – зав. отд. этнографии историко-краеведческого музея СКО |