Салмурзин Сагиндык Досмакович , бакалавр политологии, руководитель Северо-Казахстанского филиала РОО «Всемирная Ассоциация Казахов», сотрудник Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея
Всегда напоминает нам, современникам, великий казахский поэт Олжас Сулейменов что надо искать то, что сближает народы, а не то, что отличает их от других. Свидетельства общности с другими этносами Евразии можно найти при лингвистическом анализе словарного состава современного казахского языка, где много парсизмов (иранизмов), особенно в терминах культурно-духовной сферы, а также в топонимике, этимологии родов, имён исторических и эпических личностей, сохранившихся летописях-щежире. Необходимость кропотливых исследований в этом направлении очевидна сейчас, когда мир имеет тенденцию к разделению и обособлению даже родственных народов.
Испокон времён наши деды называли представителей соседних государств родственными казахам.
Протоказахи – саки, дали имя не только якутам, но являются далёкими предками многих современных иранских и тюркских народов. Недаром слово «сак» означает в казахском словаре «бдительный», «бережный», «чуткий» и «осмотрительный».
В памяти казахского народа есть выражение: «Туркмен – мой брат по происхождению, узбек – свой брат, а сарт это жертва моя», а также первых русских людей называли «тамырами», что означает «корни», «кровеносный сосуд, жила». В крови предков казаков, особенно сибирских и зауральских, не только этимология одна (вольный всадник), но и по исследованиям Г.Н. Потанина имеется тюркский субстрат с казахским этническим компонентом. Первым в истории казаков атаманом был кипчак Сарыазман. «Словарь тюркизмов в русском языке» Е.Н.Шиповой, вышедший в свет в 1976 году в издательстве «Наука» (Казахстан) включает около двух тысяч слов-тюркизмов, который был составлен на материалах русского и тюркских языков, многочисленных исследований о тюркизмах русских и иностранных авторов. Венгры – мадьяры, нашли своих предков-сородичей в племенах кипчаков и аргынов. До наших дней дошли их праздники «Куырдак» и бережное отношение к коню и боевому луку, святыне номадов. В названии чеченских и других кавказских тейпов и этносов встречаются наименования «ногой», «гуной», «герей», «суан», «албан», есть Аргунское ущелье, селения Кипчак и Казах в Армении и Азербайджане. По мнению историка-чингизоведа, академика Анатолия Оловинцова: «Казахи действительно были светлыми. Кстати, когда нашли золотого человека, он был рыжим. Вспомните имена казахских ханов, тот же Кенесары – «кене» – клещ, «сары» – рыжий. Был в истории хан Тогум, который погиб в сражении вместе с девятью своими сыновьями. Впоследствии был сложен эпос, называется «Тогыз сары», то есть девять рыжих». По его словам, смешение было, но не с монголами, а с китайцами. Первые сообщения о казахском народе мы находим и в древних летописных материалах. Уже Никоновская летопись отмечает, что монголы при нашествии 1223 года, прежде чем разбить кипчаков и южнорусских князей, разгромили казахов. Нам известно, что монголы напали на кипчаков и южнорусских князей с юга, со стороны Кавказа. Следовательно, мы должны предположить, что в период монгольского нашествия казахи жили в причерноморских степях.
Единокровными братьями казахов всегда считали ногайцев, каракалпаков, так как в этих народах имеются идентичные казахским, племенные и родовые подразделения, единые батыры древнего героического эпоса «Алпамыс», «Кёроглы», «Козы Корпеш-Баян Сулу» и др., очень сходные родные языки, относящиеся к одной кипчакско-ногайской подгруппе, единые обычаи, традиции и т.д. Много общего с казахами в языке и культуре уйгур и хакасов. Многие сегодняшние племена Монголии могут быть также в составе узбек, кыргыз, татар, ногайцев или тюркскими племенами, имеющимися только на территории Монголии. Г.Н.Ахмаров ( 1864-1911 годы) в своем исследовании «О языке и народности мишарей» целый век тому назад отмечал сходство обычаев, нравов и склонностей у татар Мещёры и казахов. Общее между ними есть, по его наблюдению, и в женском национальном костюме - в тастаре и камзоле. А также «в лексиконе – большом пласте древнекипчакских слов, отсутствующих в языке казанских татар, но характерных для казахов, алтайских и сибирских татар. Это такие слова, как байтал (кобыла), бильбау (пояс) , елкы мае (конское сало) , казы (конская колбаса) , каны (давай) , карагат (черная смородина) , кузы (ягненок) , куй (овца) , кура (жердь) , куцкар (баран) , куцук (собака) , карсак (низкорослый) , ялцы (наемный работник) и др.» (А.М.Орлов «Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы Опыт топонимического словаря ») . Мещёра – это край, расположенный между реками Клязьма, Москва, Ока и Судогда.
Кроме того, многие казахские племена и роды имеются в составе других тюркских народов. В составе сибирских татар есть кереи и аргыны, а среди башкуртов – племена Младшего жуза. Как описывал в своих трудах Мухамеджан Тынышпаев и среди татар крымских, кавказских тюрков и ногайцев полно свидетельств единородства с казахами. А среди северных кыргызов есть этногруппа «шалаказахи». В эпосах «Камбар батыр» и «Манас» в равной степени воспеваются аргыны и ногаи.В эпосе кыргызов «Манас» часто упоминается Ажибай, героизмом которого был восхищён батыр Манас: «Айналайын Ажибай, ты раздул погасший огонь, воскресил умершую надежду, показал подлинную дружбу. О дуниа(вселенная), где есть есть такая земля, подобная простором Таласа, где мужественный человек, подобный тебе, Ажибай». В эпосе, после Манаса, чаще упоминается имя Ажибая, говорится о его знании языков семидесяти народов, безукоризненном владении китайским языком.( М. Шаханов, Р. Отарбаев. Манас. – Алматы, 1995, с. 234, 237.).Из генеалогического древа (шежире) известно, что от второй жены Аргына родился Ак-софы, от него – Маябоз, от которого - Канжыгалы, Ажибай. Их потомки – известные в XIV – XVII в.в. Шагалак, Алдеун. От них пошла ветвь – Акша Атан, Богембай, Жантай, Раимбек, которые в истории казахского народа занимают особое место. Легендарный Богембай батыр, защищавший пределы Евразии от Манчжурской и Джунгарской экспансии, является потомком Ажибая из рода канжыгалы, а его отец Акша был правителем г.Туркестана и стоял во главе восьмидесятитысячного ополчения хана Аз–Тауке.
Канжыгалы — крупный род, входящий в казахское племя Аргын Среднего жуза,казахское, каракалпакское, узбекское и туркменское племя Кыпчак, а также узбекское племя Кунграт. Далее, перечисляя вслед за арабскими источниками племена кипчаков, Н.Аристов идентифицирует некоторые из них с родами аргынов. Так, кипчакское племя буржоглы - это, по мнению исследователя, аргынский род боршы, дурут - это аргынский род тертоул (дюрт-огул или оглы по Н.А.), анджоглы - аргынский род канджигалы.[2, c.93] С этим мнением вполне солидаризируется высказывание ученого- исследователя этнической истории узбекского народа К.Шаниязова, который приводит интересные для нас сведения об участии кипчаков в этногенезе родственных казахам, тюркских народов Средней Азии. Так, он называет племенные образования сары-кипчак - алты- ата, канжигалы. «Племенное объединение «йигирма торт ота» нуратинских туркмен делилось на четыре племени, каждое из которых называлось алты-ата: алты-ата канжигалы».
Род канжигалы еще в ХШ-ХIV вв. входил в кипчакское объединение. «.потомки кипчаков живут на территории Хорезма. По данным К.Л.Задыхиной, кипчаки Хорезма объединялись под названием «сегиз уруг кипчак» (8 родов кипчаков): канглы - канжигалы. названия ряда родовых делений кипчаков Хорезма (канжигалы, ) совпадают с названиями кипчаков долины Зарафшана, что свидетельствует об их общем происхождении».[1, c.127, 132]
У каракалпакских кипчаков также имеется племя алты-ата, в которое входит и род канжигалы. По поводу того, что аргынский род канжыгалы имеет кипчакские корни, вряд ли приходится сомневаться. Все кыпчакские родовые группы в составе узбекского и каракалпакского народов имеют почти без исключения отделение канжыгалы. Так, К.Шаниязов пишет, что «В долине Зерафшана... в конце ХЬХ - начале ХХ вв. жили следующие группы узбеков-кипчаков: парча-кипчак (канжигалы), сары-кипчак (канжигалы), кипчак-сарай (канжигалы)— тури (жаша, руда, киртмыш). Родовая группа парча-кыпчак расселялась в селениях. Каракесек; сарай-кипчак. в селениях Канжигалы».[1, c.123-124, 125]
Н.Аристов также указывал: «Род канджигалы имеется в узбекском племени кытай-кыпчак отдела кытай (обитали в долине Зерафшана по сведениям В.Радлова)». Оседлые туркмены в Узбекистане, в составе которых имеется род канджигалы., живущие на севере в горном нуратинском округе.считают себя принадлежащими к племени юйсунь.Большой орды».[2, c.149, 432, 150] Узбеки Ходжентского уезда Джизакского района имеют род канджигалы. Отделение канжыгалы имеется и у объединения курама.[2, c.114]
Известный исследователь С.Толстов, обращая внимание на родовой состав нуратинских туркмен и указывая на имеющийся в этом составе крупный род канжигалы, определял этническую взаимосвязь их с каракалпаками и узбеками.[3, c.97] Мы же можем здесь лишь дополнить, что этнические взаимосвязи, по-видимому, у нуратинских туркмен имеются и с казахами.
Часть карлуков, именуемых сегодня алтайцами, остались на Алтае, когда как многочисленные тюрки двинулись на Запад. За это им первым был навешан ярлык «калмак», т.е. «отставший от каравана». Позже они совместно с племенами ойратов стали объединять народы своего региона в грозную силу, направляемую против соседей. Тогда-то казахи и стали называть их всех обобщённо, калмаками. (труды Ш. Кудайбердиева).
В летописи Машхур Жусупа Купеева есть подробное описание, какие роды аргынов, проживавших в регионах Бухары, Хивы, Герата, Кундуза, Сан-аргаона, Аргу и других городов Средней Азии и когда переехали в Сары Арку и какие остались. Оставшиеся в этом регионе аргыны являются одной из крупных групп этнических узбеков в нынешнем Афганистане. Академик Алькей Маргулан одного из героев книги «Коркут – ата» Ержурек Домраула относит к роду Тока, часть которого, проживающего ныне в Бухарской области Узбекистана, осела там навсегда.
Сначала монголы, завоевавшие Казахстан в XIII веке, разорили его основные экономические и культурные центры, нанесли огромный урон оседлоземледельческой культуре наших предков. Были разрушены города, магистральные каналы, выведены из строя системы регулярного орошения. Десятки тысяч ремесленников, земледельцев были физически уничтожены или угнаны в рабство. Затем, едва восстановленное в послемонгольский период земледелие у казахов вновь подвергалось жестоким испытаниям во время завоевательных походов Тамерлана в XIV веке, позже — в 1723—1728 годах, известных в истории казахов как «годы великих бедствий» («Aк табан шубырынды»), когда большая часть оседло-земледельческого населения была истреблена, а те, кому удалось спастись, покинув свои селения, поневоле стали кочевниками-скотоводами. Узбекский улус (Алаш) - государство Абулхаира, одного из потомков Шайбана, сына Джучи. Абулхаир стал ханом в 17 лет (1428 г.), избрание его происходило в г. Чимги-Тура. Все племена кыпчакско-ногайлинского этнокультурного круга – 92 ветви кыпчаков были в составе его государства.
В нынешней Карагандинской и Павлодарских областях РК встречаются названия сёл, зимовок, иногда несколько искажённых на местный лад, заимствованные из Средней Азии: Бухара, Ходжент, Нур-Ата, Герат, Мурза, Самарканд, Каракол и другие.
Ш.Т. Куанганов приводит данные из летописи Мажкена Ержанова: «Старейшие жители Баянаула, вспоминая о давно минувших временах, в хронологическом порядке восстанавливают в памяти 1723 год, когда Сати-мурза, четвёртый предок Мустафы Чорманова, родного дяди Чокана Валиханова организовал откочёвку из окрестностей Ходжента и Бухары родов Суюндык аргынского племени. Место, куда впервые ступили поселенцы, и сегодня именуется урочищем Сати в Ерементауских горах. Сати мурза, исходя из численности родов, количества семей в них и от занимаего положения в обществе, разместил своих сородичей в окрестностях Баянаула. Предание гласит о том, что Сати был уважаемым человеком в окружении хана Аблая. Позже Бухар-жырау, Богенбай батыр, Сати-мурза и другие уважаемые люди Среднего жуза в Баянауле на берегу озера Сабындыколь, подняли на белой кошме Аблая, провозгласив его своим ханом. На грандиозном празднике, устроенном в честь избрания ханом Аблая, гласит предание, было забито 90 верблюдов, 500 лошадей и бесчисленное количество овец».
Как пишет в своих трудах доктор исторических наук, заведующий кафедрой Всемирной истории и археологии Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилёва Зиябек Кабульдинов: «На земном шаре нет неисторических народов. История есть там, где живут люди. Оригинальная, всеобъемлющая и научная картина исторического развития появилась в Европе в XIX веке. Однако осознание того, что человечество имеет единые истоки и общую цель, пока ещё не утвердилось. Каждый, кто профессионально обращается к истории, невольно приходит к универсальным воззрениям, превращающим её в некое единство. В историческом мышлении они обычно являются само собой разумеющимися предпосылками, которые изначально были присущи кочевникам. Один из известных идеологов евразийства П.Н.Савицкий так объяснял «дух братства», исходящий от кочевых евразийских культур: «Недаром в просторах Евразии рождались такие великие объединительные попытки как скифская, гуннская, монгольская (XIII-XIVвв.) и др…. имеющие свои корни в вековых соприкосновениях и культурных смешениях народов различнейших рас». Новые результаты подтверждают теорию о том, что заселение Северной Америки началось примерно 18-20 тысяч лет назад - именно тогда люди перешли из Сибири на Аляску. До недавнего времени ученые считали, что этот процесс начался примерно 30 тысяч лет назад.
Археологи Японии пришли к заключению, что их предки проживали на Алтае и на южной оконечности озера Балхаш 300 лет назад до нашей эры. На эту мысль их натолкнули раскопки. Но при этом японцы не знают, откочевали ли их предки на новые земли, вытесненные более могущественными соседями, или эти острова достались им в результате завоевания. Японский профессор Ешидо Андо находит неопровержимые свидетельства, доказывающие, что предки японцев были кочевниками. Другой ученый, профессор университета города Осака, Мицуи Танаки, во главе с группой сотрудников исследовал ДНК казахов и японцев. Экспертиза показала, что ДНК казахов идентично с ДНК японцев на 97,3%. К примеру ДНК казахов с кыргызами, совпадает всего на 43,7%. Многие ученые в самой Японии сходятся во мнении, что генетическое родство между двумя народами, наличествует. Также, культуролог Мурат Ауезов говорит о схожести двух культур, о том, что японцы любят чистоту, поклоняются культу предков и богу Тенгри. Он полагает, что казахи схожи скорей с японцами в своей ментальности, чем с мусульманскими народами. Например, что делают точно такие же камни с изображениями сакских всадников на японских островах? Хотя впервые они были найдены у нас, в Казахстане. Не доказывает ли это то, что тысячелетия назад люди перекочевали с суши на океанические острова?
История взаимоотношений между народами Центральной Азии и Крыма исчисляется не одним веком, хотя пока еще не освещена в полной мере. Достаточно вспомнить переселение в 1475 году в Крым основателя Казахского ханства Джаныбека вместе с приближенными из рода аргын, ставший в 1477 году и крымским ханом. Впоследствии, как пишет казахский историк Танышпаев, потомки этого рода составили одну из самых влиятельных ветвей крымскотатарской знати. Небезынтересно, что император Византии Константин Багрянородный именовал местность вблизи Тмутатаракани (современный район Керчи) "Казахией". В Крыму же находится мавзолей сына Хак-Назара (Алаш-хана) Ахмед-Гирея. Много позже, когда и Крым и Казахстан уже входили в состав Российской империи, генерал кавалерии, казах Габайдулла Джангиров-Букеев 12 июня 1886 г. указом императора Александра III был назначен председателем постоянной комиссии по размежеванию земли между жителями Крыма мусульманского и христианского вероисповеданий. В 1909 году 28 февраля Габайдулла Джангиров-Букеев умер и был похоронен в Ялте. Сын великого Абая - Абдурахман, который провёл некоторое время в Крыму, оставил записки о жизни и быте крымскотатарского народа в конце XIX века. Первым издателем трудов Абая (1909 г.) был крымский татарин Ильяс Бораганский. Алиби Джангильдин, предводитель среднеазиатского восстания 1916 года, и впоследствии в течение многих лет заместитель Председателя Верховного Совета Казахской ССР был женат на караимке и несколько лет жил в Крыму.
В летописи Шарафаддина Али Иазди, который вел дневники при Хромом Тимуре говорится, что в составе войск эмира была отважная казахская тысяча. Сын Тимура, Омар Шейх в военные походы всегда брал с собой группы воинов, которые были известны под названиями ходжентские казахи, андижанские казахи и т.д. Аликей Маргулан писал, что «…Они состояли в основном из родов жалайыр, аргын, дулат, канлы, сиргели, конрат и других.» Что занимательно, эти андижанские , ходжентские казахи в 1376 году все до единого присоединяются к нему, когда предводитель дулатов Камараддин захватил Андижан. В то же время русские, европейские и арабские источники называли все кочевое население Золотой орды как татары. Это подтверждается словами Ибн Рузбихана: «…казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами».
Ибн Рузбихан, когда писал об узбеках, говорил: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] - шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и третье племя - мангыты, а [из] них цари астраханские». Примечательно, что говоря о населении Дешти-кипчака среднеазиатские авторы называли этноним узбек. Арабские авторы слово кипчак или тюрк. Западные авторы использовали слово татар. Русские авторы разделяли татар и ногаев, наших кровных братьев.
У степных жителей первые государства возникли в результате объединения сакских племен. Из китайских летописей известно, что в Восточной степи было государство Сюнну (Хунны), в Казахской степи — Уйсын (Усунь), а в Западной степи по сведениям Геродота — страна скифских (сакских) племен. Уйсынское государство, пройдя путь непрерывного развития в течение почти двух тысяч лет и в разное время последовательно называясь Тюркское, Тюргешское, Каралигское, Караханское и другие государства, послужило основой Казахского национального ханства, образованного в XV веке.
Литература
1. Алма Кулнияз. Краеведение: Қанжығалы. Городская газета «Голос Экибастуза». Проверено 6 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2013.
2. Серик Абдыгапаров. Из истории казахов в разрезе истории кыпшаков. Қазақ үні Республикалық қоғамдық-саяси апталық газеті (16.09.2009). Проверено 6 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2013.
3.Ілияс Есенберлин. Көшпенділер [Текст: Тарихи трилогия. 2 кітап. 130-бет.]. Алматы "Жазушы" (1976). Проверено 16 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2013.
4.Матеріалы къ картѣ Павлодарскаго уѣзда. М. З. и Г. И. Департаментъ Государственныхъ Земельныхъ Имуществъ (1908). Проверено 16 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2013.
5. СахитжановаЗадаОмаргазыкызы. [http://litart.academset.kz/files/Sajithanova.htm «Көрұғлы» жырының еларалық нұсқалары: генезисі мен типологиясы]. Институт литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Министерства образования и науки Республики Казахстан. Проверено 6 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2013.
6.Еңсебаев Т. А., Қанжығалы шежiресi. — Павлодар: «ЭКО», 2004. — 492 б.
7.Кәмали Жұмабаев. Қанжығалы шежіресі. — Қостанай: «Шапақ», 2005. — 136 б.
8.Машанов А. Әл- Фараби және Абай. Алматы, 1994.
9.Марғұлан Ә. Ежелгі жыр, аңыздар.Алматы, 1985.
10.Мыңжан Н. Қазақтың қысқаша тарихы. Алматы, 1994.
12.Байбатша Ә. Б. Қазақ даласының ежелгі тарихы. Алматы, 1998.
13.Гумилев Л.Н. Древние тюрки.М., 1993. Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины.Алма-Ата, 1941.
14.Византийские историки. Пер.с греческого С. Дестуниса. СПб., 1861.
15.Великие ученые Средней Азии и Казахстана (VIII –XIXвв.) Алма –Ата, 1965.
16. Ежелгі үйсін елі: Қытай деректері мен зерттеулер/ Құрастырушы Ш. Ахметұлы. Үрімжі, ҚХР, Шыңжан халық баспасы, 2005.
17.Тынышбаев М. История казахского народаю Алматы,1993.
18.Сулейменов О. Язык письма.Алматы- Рим, 1998.
19. Байпақов К., Нұржанов А. Ұлы жібек жолы және ортағасырлық Қазақстан. Алматы, 1992.
20. Ш.Т.Куанганов. «Арий-гунн» сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы.Алматы, 1999. |