Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей

Категории раздела

Мои статьи [82]

Статистика

Погода

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

« Реклама- двигатель торговли»


Рекламный бизнес дореволюционного Петропавловска.
Реклама является ярким явлением в жизни государства- всепроникающим и вездесущим. Порой, даже раздражающяя своей назойливостью! Пожалуй, ни одна из сфер общества не обходится без рекламы- торговля, экономика, политика, культура .
Интересна история  возникновения рекламы.


Если говорить о самом термине, то  слово «реклама» происходит от латинского «reclamare»- выкрикивать.
Различные формы рекламирования активно начали использовать в XV –XVIIвв.: крики торговцев и глашатаев, народные картинки-лубки, «потешные листы», фейерверки как элемент политической рекламы и т.д.
Исходя из определения к.19-н.20в. реклама- это объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным качеством товара.
Начало 20в. совпало с резким экономическим ростом.  Во 2 пол.19в. г.Петропавловск становится  одним из крупнейших центров торговли в Западной Сибири.  Здесь располагаются складские помещения крупного купечества  Москвы, Казани, иностранные фирмы устраивают здесь свои конторы для продажи своего товара и закупки местной сельскохозяйственной продукции.
Изменяется структура торговли, падает роль сезонных торгов- ярмарок и купцов- оптовиков. Большую роль  в развитии торговли сыграло  строительство Транссибирской магистрали , которое ускорило доставку товаров в Петропавловск. Стационарная магазинная и лавочная торговля к 1902г. более чем в 10 раз превысила обороты ярмарок.


 Новый виток капиталистического развития  внес свои изменения:  в городе вместо многочисленных купеческих лавок появляются крупные магазины .
 Магазин, как и рынок, все больше играл роль места общения горожан.
 Для получения максимальной финансовой выгоды в кратчайшие сроки  купечество использовало разные способы. Одним из самых эффективных становилась реклама. В начале 20в. рекламный бизнес набирал обороты. Самым показательным примером рекламного развития служит периодическая печать. Ещё в  1865г. выходит правительственный указ « Временные правила о печати»,давший некоторые свободы для развития частного газетного предпринимательства. С этого момента во всех печатных изданиях получает свою законную прописку раздел «Объявления».
С появления печати и первых газет возможности рекламы расширились.  В городских газетах реклама появляется одновременно с их основанием.
Первые газеты и журналы стали использовать для широкого распространения рекламы товаров и услуг. Реклама приходила с улицы ( афиши, вывески, устная реклама) в дом и воздействовала на потребителя с газетных полос, побуждая совершить покупку.


 
Первые газеты и журналы появились в Петропавловске в середине 19в. Они доставлялись   из Москвы, из Омска. В начале 20в. в городе ходили местные печатные издания в виде листов, ведомостей и бюллетеней. Печатались в Омской типографии частными лицами, выходили не регулярно, не имели определенного формата.
Первой официальной газетой считается газета «Степная жизнь», её четыре экземпляра были выпущены в 1907г. в частной типографии  городского нотариуса Н.Н.Геркулесова, затем   в городе выпускаются газета  «Ишимский край» (1912-1913г.), затем «Ишимская степь » (1913г). Большим событием в жизни города стал выход еженедельной , общественно-политической и литературной газеты «Приишимье» (1913-1917г). (1)
 Газетная реклама касалась сферы услуг, увеселительных заведений и в основном торговли. В рекламных объявлениях мелькали имена известных петропавловских предпринимателей: Е.В Буторина, Т Аркеля. В.Черемисинова, М.К Шамсутдинова, Зенкова,  С.Смолина, Тюменева и др. Рядом с местными предпринимателями размещалась реклама  ведущих иностранных фирм В.Столль, Зингер, Э. и Т. Эльвороти, Рандруп, транспортной компании Гергарт и Гей, которая зачастую « забивала» местную рекламу своей величиной и качеством рекламных объявлений.(ф4)


     Реклама на страницах газет и журналов  в н.20в. использовала элементы различных форм изобразительной рекламы, изображение товарного знака, художественное оформление рисунком, фотоснимки и др. Тексты рекламных объявлений включали весь резерв завлечения публики. Типичными в его структуре становятся призывы «Новость!» , «Сенсация!», « Дешево!», «Распродажа!». Одним из самых беспроигрышных ходов в торговой рекламе было объявление «дешевки» или « распродажи».(2)
 До 1900г. вся рекламная информация занимала последние полосы издания, с 1905г. реклама выходит на первые газетные полосы и занимала до трети  всего объёма . Поступления от рекламы и объявлений составляли важнейшую часть доходов газет.
Размещение рекламы в местной периодической печати было делом отнюдь не дешёвым.  Не всякое коммерческое предложение оправдывало такие дополнительные расходы. Стоимость рекламных объявлений отличалась в зависимости от места расположения: объявления на первой полосе  стоили  10 копеек за строку, когда как на последней- 5 копеек ( в каждом издании цены были разными) .
    И тогда, на помощь обывателю приходил собственный дом, в прямом смысле слова! Большинство  заборов города было обклеено афишами и листовками с заманчивыми предложениями. Со временем  это явление , приобрело устрашающие размеры и на заседании Городской Думы был рассмотрен вопрос о запрете на « вывешивание рекламных текстов, где бы то ни было, кроме мест, специально для того отведенных». По распоряжению  городских властей, по городу  установили рекламные витрины и тумбы.
        Распространенным местом размещения рекламы оставались окна  и витрины магазинов. Здесь  можно было встретить и первые попытки соединения рекламы с иллюминацией. Удовольствие это относилось к разряду очень дорогих, поэтому яркую подсветку  в Петропавловске можно было увидеть только на зданиях больших магазинов ( универсального магазина «Т-во Бр.Овсянниковы и А . Ганшин с С-ми» ,мануфактурном магазине В.Черемисинова.) и только по особым случаям.(3)
         Общее состояние рекламного бизнеса заставило обратить на себя внимание государственных властей. Был ужесточен контроль над содержанием рекламы. Она не должна быть «бездоказательной и ни чем не подкрепленной, многообещающей».
  Законодательство коснулось правовой стороны дела. Из всего множества рекламируемых услуг, оказываемых населению, самое пристальное внимание заслуживало все, что касалось здоровья. Усилилась полицейская цензура и вынесен запрет на объявление «явно непристойные и безнравственные».  В «черный список» попала и разного рода «брачная» реклама.  
Реклама  того или иного вида показывала связь с социально-экономическими, нравственными и духовными изменениями , которые происходили в обществе.
Перед 1917годом рекламный бизнес Петропавловска находился  на достойной высоте.ф(5)

Ланьщикова Татьяна Ивановна- зав. историко-экспозиционного отдела Областного историко-краеведческого музея.

Категория: Мои статьи | Добавил: skomo (25.05.2020)
Просмотров: 489

Форма входа

Поиск

Мы в социальных сетях

мы в Facebook

Наш инстаграм

Наш YouTube канал

Киелі Қызылжар

Последние новости

[01.04.2021]
«Жас Алаш» 100 жыл (0)
[19.03.2021]
музей қорына экспонаттарды беру рәсімі (0)
[18.03.2021]
«Игі істер күні» / «День добрых дел» (0)
[03.03.2021]
Открытие выставки «Время. События. Люди.» (0)
[24.12.2020]
«Музейге сый» акциясы (0)

Полезное

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Музей изобразительных искусств