Рекламный бизнес дореволюционного Петропавловска.
Реклама является ярким явлением в жизни государства- всепроникающим и вездесущим. Порой, даже раздражающяя своей назойливостью! Пожалуй, ни одна из сфер общества не обходится без рекламы- торговля, экономика, политика, культура .
Интересна история возникновения рекламы.
Если говорить о самом термине, то слово «реклама» происходит от латинского «reclamare»- выкрикивать.
Различные формы рекламирования активно начали использовать в XV –XVIIвв.: крики торговцев и глашатаев, народные картинки-лубки, «потешные листы», фейерверки как элемент политической рекламы и т.д.
Исходя из определения к.19-н.20в. реклама- это объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным качеством товара.
Начало 20в. совпало с резким экономическим ростом. Во 2 пол.19в. г.Петропавловск становится одним из крупнейших центров торговли в Западной Сибири. Здесь располагаются складские помещения крупного купечества Москвы, Казани, иностранные фирмы устраивают здесь свои конторы для продажи своего товара и закупки местной сельскохозяйственной продукции.
Изменяется структура торговли, падает роль сезонных торгов- ярмарок и купцов- оптовиков. Большую роль в развитии торговли сыграло строительство Транссибирской магистрали , которое ускорило доставку товаров в Петропавловск. Стационарная магазинная и лавочная торговля к 1902г. более чем в 10 раз превысила обороты ярмарок.
Новый виток капиталистического развития внес свои изменения: в городе вместо многочисленных купеческих лавок появляются крупные магазины .
Магазин, как и рынок, все больше играл роль места общения горожан.
Для получения максимальной финансовой выгоды в кратчайшие сроки купечество использовало разные способы. Одним из самых эффективных становилась реклама. В начале 20в. рекламный бизнес набирал обороты. Самым показательным примером рекламного развития служит периодическая печать. Ещё в 1865г. выходит правительственный указ « Временные правила о печати»,давший некоторые свободы для развития частного газетного предпринимательства. С этого момента во всех печатных изданиях получает свою законную прописку раздел «Объявления».
С появления печати и первых газет возможности рекламы расширились. В городских газетах реклама появляется одновременно с их основанием.
Первые газеты и журналы стали использовать для широкого распространения рекламы товаров и услуг. Реклама приходила с улицы ( афиши, вывески, устная реклама) в дом и воздействовала на потребителя с газетных полос, побуждая совершить покупку.
Первые газеты и журналы появились в Петропавловске в середине 19в. Они доставлялись из Москвы, из Омска. В начале 20в. в городе ходили местные печатные издания в виде листов, ведомостей и бюллетеней. Печатались в Омской типографии частными лицами, выходили не регулярно, не имели определенного формата.
Первой официальной газетой считается газета «Степная жизнь», её четыре экземпляра были выпущены в 1907г. в частной типографии городского нотариуса Н.Н.Геркулесова, затем в городе выпускаются газета «Ишимский край» (1912-1913г.), затем «Ишимская степь » (1913г). Большим событием в жизни города стал выход еженедельной , общественно-политической и литературной газеты «Приишимье» (1913-1917г). (1)
Газетная реклама касалась сферы услуг, увеселительных заведений и в основном торговли. В рекламных объявлениях мелькали имена известных петропавловских предпринимателей: Е.В Буторина, Т Аркеля. В.Черемисинова, М.К Шамсутдинова, Зенкова, С.Смолина, Тюменева и др. Рядом с местными предпринимателями размещалась реклама ведущих иностранных фирм В.Столль, Зингер, Э. и Т. Эльвороти, Рандруп, транспортной компании Гергарт и Гей, которая зачастую « забивала» местную рекламу своей величиной и качеством рекламных объявлений.(ф4)
Реклама на страницах газет и журналов в н.20в. использовала элементы различных форм изобразительной рекламы, изображение товарного знака, художественное оформление рисунком, фотоснимки и др. Тексты рекламных объявлений включали весь резерв завлечения публики. Типичными в его структуре становятся призывы «Новость!» , «Сенсация!», « Дешево!», «Распродажа!». Одним из самых беспроигрышных ходов в торговой рекламе было объявление «дешевки» или « распродажи».(2)
До 1900г. вся рекламная информация занимала последние полосы издания, с 1905г. реклама выходит на первые газетные полосы и занимала до трети всего объёма . Поступления от рекламы и объявлений составляли важнейшую часть доходов газет.
Размещение рекламы в местной периодической печати было делом отнюдь не дешёвым. Не всякое коммерческое предложение оправдывало такие дополнительные расходы. Стоимость рекламных объявлений отличалась в зависимости от места расположения: объявления на первой полосе стоили 10 копеек за строку, когда как на последней- 5 копеек ( в каждом издании цены были разными) .
И тогда, на помощь обывателю приходил собственный дом, в прямом смысле слова! Большинство заборов города было обклеено афишами и листовками с заманчивыми предложениями. Со временем это явление , приобрело устрашающие размеры и на заседании Городской Думы был рассмотрен вопрос о запрете на « вывешивание рекламных текстов, где бы то ни было, кроме мест, специально для того отведенных». По распоряжению городских властей, по городу установили рекламные витрины и тумбы.
Распространенным местом размещения рекламы оставались окна и витрины магазинов. Здесь можно было встретить и первые попытки соединения рекламы с иллюминацией. Удовольствие это относилось к разряду очень дорогих, поэтому яркую подсветку в Петропавловске можно было увидеть только на зданиях больших магазинов ( универсального магазина «Т-во Бр.Овсянниковы и А . Ганшин с С-ми» ,мануфактурном магазине В.Черемисинова.) и только по особым случаям.(3)
Общее состояние рекламного бизнеса заставило обратить на себя внимание государственных властей. Был ужесточен контроль над содержанием рекламы. Она не должна быть «бездоказательной и ни чем не подкрепленной, многообещающей».
Законодательство коснулось правовой стороны дела. Из всего множества рекламируемых услуг, оказываемых населению, самое пристальное внимание заслуживало все, что касалось здоровья. Усилилась полицейская цензура и вынесен запрет на объявление «явно непристойные и безнравственные». В «черный список» попала и разного рода «брачная» реклама.
Реклама того или иного вида показывала связь с социально-экономическими, нравственными и духовными изменениями , которые происходили в обществе.
Перед 1917годом рекламный бизнес Петропавловска находился на достойной высоте.ф(5)
Ланьщикова Татьяна Ивановна- зав. историко-экспозиционного отдела Областного историко-краеведческого музея. |