Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей

Категории раздела

Мои статьи [82]

Статистика

Погода

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Остановисть мгновенье!»

Зеркало, обладающее памятью – так образно называют фотографию. Ее значение приравнивают к изобретению колеса и письменности. Фотография в музее- не просто иллюстрация, она сама частица истории, отражающая разные стороны общественной жизни, разнообразные жизненные ситуации. Она дает наглядное представление о среде, в которой протекает деятельность человека, конкретизирует исторический процесс.

 Фотографирование-одно из самых разумных и приятных видов культурного отдыха. Взяв в руки фотоаппарат и освоив основные правила фотографирования, человек испытывает радостное удовлетворение, когда получает первые самостоятельные снимки.

Но вернемся к истории!

В истории фотографии следует отметить две знаменательные даты. Первая-год рождения-1839, когда стал известен сам способ получения изображения при помощи лучей солнца.

Вторая- год её совершеннолетия-1882, когда благодаря изобретению автотипии, фотография получила выход в свет. Прежде чем занять место в жизни общества, она прошла долгий путь развития.

Фотография, в переводе с греческого языка, означает светопись- получение изображения посредствам света. Французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Жак Дагер разработали метод получения изображения на серебряных пластинах, покрытых светочувствительным слоем. (Ф1)

 Известный английский физик и математик Фокс Тальбот изобрел способ получения и закрепления изображения на бумаге. Оба открытия были сделаны независимо друг от друга и обнародованы в 1839году. Уже в 1840году в Париже вышло первое известное издание с фотографиями. Это были виды Парижа и его окрестностей.

В России, после опубликования открытия фотографии в Европе, уже спустя несколько месяцев, она становится очень популярной. В Петербурге, Москве появились первые фотоателье и заговорили о творчестве русских мастеров светописи Алексее Грекове, Сергее Левицком, Андрее Деньере.

Фотография была признана выгодным ремеслом, во многих городах империи открываются фотоателье. «Фотографическая лихорадка» докатилась и до Акмолинской губернии. Ею увлекались чиновники, купечество, местная интеллигенция. Эти снимки и сейчас, волную нас своей сопричастностью к давно минувшему времени.

Разглядывая старинные фотопортреты, мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Между тем фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам. Фотобланк – это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя или название мастерской, адрес (с начала XX века указывался и номер телефона), и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения на различных выставках. Довольно часто, особенно если фотограф работал в столице или другом крупном городе, рекламный текст на бланке дублировался на французском языке.

Впервые фотографический бланк появился в 1849 году и стал предметом первой необходимости для фотографов-профессионалов: на него наклеивали позитивные отпечатки, пришедшие на смену дагерротипам. Бланки были по размеру несколько больше фотографий и не только придавали им, напечатанным на тонкой альбуминовой бумаге, изящный вид, но и служили для их сохранности.  (Ф2 ,6)

  

Вначале для изготовления бланков фотографы применяли белый, изредка цветной картон светлых тонов, обрезая его непосредственно в мастерской. Но со временем спрос на бланки значительно возрос и стали появляться специальные мастерские, а позднее и фабрики по изготовлению фотографических бланков.

С 1860-х гг. литографы были завалены работой по печатанию рекламных фирменных текстов для бланков. В 1872 году в Петербурге появилась фабрика по производству бристольского картона с собственным литографическим заведением, где по заказу фотографа изготавливались фирменные бланки с рекламным штампом ателье. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов.

Впрочем, были знаки, изображать которые можно было только по специальному разрешению. Например, поместить на бланке изображение государственного герба Российской Империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орел означал также, что владелец ателье является поставщиком двора его императорского величества. Это правило касалось также изображения гербов иностранных государств или царствующих домов Европы.

Медали, изображенные на бланке, рассказывали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал и отличился владелец фотографического заведения. Выставки, в которых принимали участие фотографы, были самые разнообразные: фотографические, политехнические и даже мануфактурные.

С течением времени потребность в изящных картонных бланках различного формата с художественной гравировкой росла. Заказы на их изготовление выполняли в Москве, Петербурге, Одессе, Варшаве, Вене. В 1880-х гг. только одна петербургская фабрика «Ширль и Скамони» производила бланков формата «визитный» до полутора миллионов в год, а «кабинетных», «будуарных» и «стереоскопических» – около миллиона. Наряду с изготовлением фотографических бланков к концу XIX-началу XX века в России были открыты несколько фабрик по производству паспарту, рамок и альбомов для фотографий, хотя часть этой продукции по-прежнему привозилась из Европы.

Что касается форматов фотографий, то самым популярным был, конечно, визитный – и из-за цены, и из-за удобства формата. Эти фотографии заказывали дюжинами. Визит-портретами обменивались с друзьями и родственниками, огромная популярность формата способствовала выпуску снимков знаменитостей и их коллекционированию. В конечном счете, визит-портрет распространился по всему миру, начали даже выпускать специальные альбомы для таких фото.

Следующими по популярности были кабинетные фото («кабинет-портрет»): их помещали в альбомы и ставили в рамках на стол или каминную полку. Немаловажен вопрос и о ценах на фотографии. На рубеже XIX и XX вв. фотография была редкостью и высоким искусством, стоила дорого, и случалось, что люди фотографировались за всю жизнь всего несколько раз, некоторые ни разу. Так в 1850 г. дагерротипный портрет стоил от 3 до 25 рублей серебром (в зависимости от размера, а также раскрашенный или нет); причем курс был 1 рубль серебром - 3 рубля ассигнациями, а жалование служащих составляло 50–80 рублей ассигнациями в месяц. В 1863 г. цена на популярные отпечатки формата «визитный» колебалась от 5 до 7 рублей серебром за дюжину. Отдельные портреты формата «кабинетный» и большего размера были всё еще дороги – от 3 рублей серебром за штуку. Если фотография раскрашивалась акварелью, то ее цена возрастала в 2–3 раза. Если заказчик заказывал повторное копирование с готовых негативов, то такие снимки стоили еще дешевле. (Ф7)

Кстати, большинство фотографов в 1880-1910-х годах размещали на фотографических бланках надпись о том, что негативы в фотоателье сохраняются и возможно повторное обращение к ним. Для того, чтобы облегчить последующий поиск, лаборанты иногда проставляли на обороте фотографии мелкими цифрами номер негатива и год съемки. В 1910-х гг. производство бланков значительно сократилось. Вместо роскошного бристольского картона в производстве стали использовать более дешевые сорта бумаги. Искусство фотографического бланка стало угасать и постепенно исчезло, хотя в семейных альбомах – на бланках «визит» или «макарт-портрет» – часто можно встретить фотографии, сделанные даже в 1920-е годы, но они уже совершенно другого качества!

Фотография XIX века – искусство нескольких мастеров: фотографа, художника, литографа. Выполнялись на очень тонкой фотобумаге и клеились на красиво оформленное паспорту (лист высококачественного картона) соответствующего формата. Паспорту заказывались в местной типографии или литографиях г. Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы. Это был новый вид изобразительного искусства. Фотографиями украшали стены салонов, интерьеры комнат, кабинетов 

Большинство этих фотографий хорошо сохранились, поражают четкостью изображения, разнообразностью сюжетов. А, что самое главное, они донесли до нас имена своих создателей!

Не смотря на то, что в конце к.ХIХ- начале ХХ вв.  Петропавловск был небольшим уездным городом, здесь открывается несколько фотосалонов. З. Вольский в своей публикации «Вся Сибирь» за1908год, при описании нашего города обращает внимание на фамилии фотографов Бралгина М.М. и Мамаева И.(ф4,5)

 

 Уже в 1910г.И.Е. Чураев в своей работе «Спутник и адресно-справочная торгово-промышленная книга» перечисляет фотоателье владельцами которых являлись Аппельберг В.,Мамаев И.,  Тавбер Л., Кондрашев К.А., Волков М., Злыгостев С. и Клинчуков Н.Н..,  Некоторые из них имели собственные фотосалны не только в нашем городе, но и в Омске, Кургане, Томске, Акмолинске и др. городах. Затем в Петропавловске открылись и другие фотосалоны. В конце 19-начале 20 веков в городе работали фотографы П. Сухих, Л. и С. Липские, К. Кондратьев, А. Калистратов, П. и А. Злыгостевы. Благодаря им сегодня мы можем увидеть события вековой давности.

 Одним из самых известных мастеров фотографии являлась Лидия Тавбер. Первые её работы в нашем городе датируются 1910г. а последние 1916г. Ею было открыто два салона: на Вознесенском проспекте и на улице Дмитриевской под названием «Центральный». Салоны пользовались большой популярностью среди горожан, о чём свидетельствует коллекция фотографий музея. Они различного жанра: фотопортреты, семейные снимки, групповые снимки чиновников и военных, виды города. Фотографии стоили не дешево и далеко не все могли себе позволить такие расходы. К примеру групповая фотография в 1891г. стоила 1рубль 50копеек, визитный портрет за 6 снимков 1.50 коп . кабинетный потрет-4рубля за 6 снимков. Заплатить такие деньги могли только состоятельные граждане, городская аристократия и купечество.

Посещение фотосалонов считалось у обывателей большим праздником, к нему долго готовились, доставали самые красивые наряды. Фотосалоны красиво оформлялись: драпировались тканью (шёлком, бархатом и т.п), использовали мебель (кресла, диваны, этажерки, фрагменты колонн, балюстрады). Заднюю стену украшали живописные картины, создавая фон. Фотография в к.19 н.20вв, как новый вид изобразительного искусства, была и предметом коллекционирования.  Примечательно, что в 19 в. такого понятия, как фотоальбом не существовало. Снимки выполнялись на отдельных листах, комплектами, как и гравюры. Отдельные листы клеились на паспарту. В таком виде и продавались, а их владелец затем оформлял по своему вкусу. Для этого обращались в специальные мастерские, где и изготавливался заказной альбом. Фотоальбомы для хранения фотоснимков появились в конце19в. Они также как фотографии отличаются от современных и оформлением и качеством используемых в изготовлении материалов (высококачественный картон, бархат, шелк, кожа, металлические накладки, инкрустация и замок с внешней стороны и т.п.). Для каждого снимка в альбоме на отдельной странице было «окошечко» и оформление снимков напоминало миниатюрную картину в раме. Перед вами фотоальбомы к.19-н.20вв., каждый из них –это произведение искусства!

   Благодаря активной собирательской работе сотрудников, фотофонд музея располагает уникальными снимками об истории Сибирского казачества, строительстве Транссибирской магистрали, купеческие семьи и мн.др.

      В н.20в появляется новый вид фотографий- фотографии предназначенных для открытого письма- фотооткрытки. На таких фотооткрытках изображался пейзаж, городская архитектура. Но наибольшую популярность в качестве открытого письма приобретают портреты, одиночные и групповые. Такие фотооткрытки делались на плотной бумаге и имели один размер. На оборотной стороне было место для почтовой марки, для адреса и сообщений, кроме того, указывались фамилия и инициалы фотографа, у некоторых был свой знак, как мы сейчас называем- логотип. В н.20в в таких портретах, обращает на себя внимание снижения уровня мастерства исполнения фотоснимка и его оформления. К сожалению, фотозаведения становятся ремесленными предприятиями, обслуживающей расширяющийся круг потребителей. (ф8)

Рассматривая старые снимки, мы представляем себе, как выглядел наш город в разное время, как постепенно меняется его облик, какие люди населяют его и прошлое кажется не таким уж чужим и далеким!! Портреты одиночные и групповые, городской пейзаж, важные городские события 19- н.20в донесли до нас неповторимый дух своего времени, образы давно ушедших людей!

 Фотография занимает почетное место в музеях всех стран и является предметом коллекционирования. Включая и наш историко-краеведческий музей, в фондах которого хранятся и постоянно пополняется, коллекция фотографий к .ХIХ- н. ХХ вв.

 

 Ланьщикова Т.И. –зав. историко-экспозиционного отдела.

Категория: Мои статьи | Добавил: skomo (08.04.2021)
Просмотров: 522

Форма входа

Поиск

Мы в социальных сетях

мы в Facebook

Наш инстаграм

Наш YouTube канал

Киелі Қызылжар

Последние новости

[01.04.2021]
«Жас Алаш» 100 жыл (0)
[19.03.2021]
музей қорына экспонаттарды беру рәсімі (0)
[18.03.2021]
«Игі істер күні» / «День добрых дел» (0)
[03.03.2021]
Открытие выставки «Время. События. Люди.» (0)
[24.12.2020]
«Музейге сый» акциясы (0)

Полезное

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Музей изобразительных искусств