Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей

Категории раздела

Мои статьи [82]

Статистика

Погода

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мощностью в одну лошадиную силу.

Представьте себе, на мгновение, что мы перенеслись с вами на сто лет назад, когда по улицам нашего города двигались конные экипажи, запряженные парой,  тройкой лошадей, а управляли ими важные, бородатые извозчики и  мощность транспорта измерялась лошадиной силой!
Извозной промысел - одна из самых распространенных профессий 16 - нач.20в. во всем мире! Именно извозчики  обеспечивали транспортные потребности населения в городах и селениях  Российской империи.
Извозчики были в основном из крепостных крестьян, отпущенных хозяином в город, на заработки, для уплаты податей. Извозчики - возчики, работающие по найму, делились на тех, кто возил седоков «легковые» и «ломовые». Некоторые крестьяне приходили в город с хорошей лошадью и упряжью из них формировались одинокие «лихачи»,  другие имели выезд проще и беднее и составляли основную массу извозчиков, которых называли  « ночными» или « ваньками», делились  на зимних « парников», на «троечников» -  владельцев троек, занимающихся катанием на тройках, на «колясников»  возивших «парой в дышло» в колясках и стоящих чаще всего у вокзалов, ресторанов, в различных присутственных местах.


 Крестьяне, приходившие без экипажа, занимались грузовым извозом  назывались «ломовыми » в виду того, что сами грузили тяжелые грузы на повозки.
    Однако не каждый желающий мог стать извозчиком!
Власти настаивали, чтобы « к занятию извозом допускались лица мужского пола не моложе 17 лет». Хозяевам, под опасением лишиться права на извозный промысел, запрещалось нанимать в работники « лиц нетрезвого поведения  и пользующихся дурной репутацией, а также наказанных в Сибири по суду за кражу или убийство или другие, более важные преступления»


    Интересен костюм извозчиков. Достаточно отметить, что сам губернатор Акмолинской области лично участвовал в его утверждении. Непременным, обязательным к исполнению требованием было, чтобы «одежда извозчиков должна быть прилична, не изорвана, чистая и опрятная ».(ф1)
 «… На голове у них либо суконная дынеобразная шапка, либо шляпа с маленькими полями и плоской головкой, кверху расширяющейся. Этот головной убор похож на женский тюрбан…Все. как молодые так и старые, носят бороды, тщательно расчесываемые, теми, кто понаряднее. глаза их имеют какое - то своеобразное, особенное выражение, взгляд их лукав…Длинные волосы падают с обеих сторон, закрывая уши, сзади же подстрижены под скобку, галстуков никто не носит. Кафтаны из синего, темно- зеленого или серого сукна, без  воротника, ниспадают широкими складками, перехваченными в поясе ярким шелковым или шерстяным кушаком. Высокие кожаные сапоги в складку дополняют этот диковинный, не лишенный своеобразной красоты костюм» - писал в своих воспоминаниях  «Россия в 1839году»- французский путешественник, писатель, маркиз Астольф де Кюстин.


Со временем извозчики стали неотъемлемой частью городского пейзажа.(ф2)
10 февраля 1774г. в Петербурге вышло распоряжение, в нем говорилось о том , что извозчики  должны иметь свой билет . В билете излагались правила состоящие из 28 пунктов и включали следующие требования:  выкрашивать желтой краской кареты, сани, дрожки и одноколки, на улицах ставить кареты одна за другой, не более двух карет рядом, не ставить кареты рядом с домами, где ходят пешеходы, на улицах громко не кричать и не свистеть, по городу ездить малой рысью, по мостам через реки карет не объезжать,  средняя скорость  движения по городу не должна превышать  10- 12км.в час. ( на автомобиле,  большую в ту пору редкость, скорость составляла 17км. в час.).
 Может отсюда и пошел желтый цвет наших такси и первые правила дорожного движения!(ф.3)
        Необходимо отметить то как строго спрашивалось с извозчика за недостойное отношение к лошадям. В правилах особо оговаривалось что « члены Общества покровительства животных, заметившие, что по городу отправлена больная, увечная или малосильная лошадь или извозчик жестоко обращается с лошадью, имеет право его остановить и отобрать ярлык» .« Лошади должны быть подкованы кругом, в зимнее время на стоянке при морозах в 15 градусов и ниже покрыты попонами из толстого сукна. Бить лошадь по животу или голове воспрещается даже кнутом или вожжами. Запрещается всякое мучение животных».


       С 1909г. легковые извозчики получали единообразные номера, обозначенные крупными, белыми цифрами по коричневому фону. Один номер располагался на их спинах поверх одежды. Каждый год, по решению Городской управы производился осмотр « выездов»: экипажей, лошадей, упряжи,  одежды извозчиков и  если что-то не соответствовало требованиям, то отбирался номер на право занятия промыслом.
Один раз в несколько лет  Петропавловская Городская дума утверждала особые правила езды извозчиков по улицам. Им  «дозволялось при езде держаться правой стороны  улицы», «не дозволялось оставлять экипажи  и лошадей, привязывать лошадей к фонарным столбам  и деревьям, при езде курить табак, допускать каких либо бесчинств , не делать глупостей публике».
 В городских газетах «Приишимье», «Степная жизнь»  регулярно публиковали  «Таксу для извозчиков», которая утверждалась на заседании Городской думы. Пассажиры знали, что «за подачу лошади на дом  полагалось платить 10 копеек, от вокзала в город- 40копеек, по городу в конец- 15копеек, по городу за 1 час-25копеек. Ночью ( зимой и осенью с 11 часов. а летом и весной с 12часов) плата повышалась на 10 копеек. Багаж, свыше 3 пудов , перевозится по соглашению, но не дороже 10 копеек с пуда. Если извозчик нанимается для катанья, то плата назначается по взаимному соглашению с нанимателем».


Такая понятная современному человеку проблема с городским транспортом, особенно в часы «пик», была актуальна и сто лет назад. По сведениям Городской управы в г. Петропавловске в 1910г. было зарегистрировано 198 извозчиков, что было недостаточно для решения транспортного вопроса. Особенно  страдали окраины города, где извозчиков с фонарем не найдешь, они исключительно
сгруппировывались в центре, возле базаров, крупных магазинов (Универсального магазина братьев Овсянниковых и Ганшина, мануфактурного магазина Черемисинова и др.), на вокзале. (ф4)
 Время стремительно идет вперед! Постепенно автомобили вытеснили с улиц четвероногий транспорт, а тройку с бубенцами можно увидеть в большие  городские праздники или с экрана телевизора.


Ланьщикова Татьяна Ивановна – зав. историко-экспозиционного отдела областного историко-краеведческого музея.
Контактный телефон: 46-07-42

Категория: Мои статьи | Добавил: skomo (25.05.2020)
Просмотров: 468

Форма входа

Поиск

Мы в социальных сетях

мы в Facebook

Наш инстаграм

Наш YouTube канал

Киелі Қызылжар

Последние новости

[01.04.2021]
«Жас Алаш» 100 жыл (0)
[19.03.2021]
музей қорына экспонаттарды беру рәсімі (0)
[18.03.2021]
«Игі істер күні» / «День добрых дел» (0)
[03.03.2021]
Открытие выставки «Время. События. Люди.» (0)
[24.12.2020]
«Музейге сый» акциясы (0)

Полезное

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Музей изобразительных искусств